Живописец Павел Брытков в представлении широкой зрительской аудитории не нуждается, недостатка в поклонниках у художника нет. Каждая его выставка проходит с успехом. Только вот радует он публику новыми экспозициями не часто. Большинство работ художника расходятся по частным коллекциям, минуя шумные вернисажи. Поэтому сегодняшнее открытие его новой выставки в барнаульской галерее Щетининых настоящее событие для всех любителей его творчества.
Несмотря на камерность, экспозиция получилась интересной, яркой, разнообразной. Устроители постарались, и зритель не обманулся в своих ожиданиях соприкосновения с настоящим артистизмом в следовании высоким традициям реалистического искусства.
Мастерски исполненные пейзажи и натюрморты Павла, как всегда, радуют глаз. Искусство не соперничает ни с природой, ни со временем, оно лишь подчеркивает тот восторг, который испытывает человек, наблюдающий за удивительными преображениями природы, происходящими как по волшебству прямо на наших глазах.
Только взгляните, как неспешно, царственно плывут причудливые золотистые облака над розовой гладью широкой реки тихим летним вечером или резвые солнечные зайчики, задумавшие играть в прятки, скачут по стволам и кронам старых деревьев не боясь нарушить покой в величественном королевстве могучих исполинов.
Над каждым своим произведением художник работает с полной отдачей, вкладывая в работу всю свою душу, все знания и силы. Картины художника - любимые детища и он очень дорожит каждой, так как «проживает» с ними в мастерской или, говоря другими словами, проходит долгий путь от замысла к воплощению, от первого штриха к последнему мазку.
Тщательно, внимательно отбирает он предметы для своих натюрмортов и потому на его холстах мы видим не «мертвую натуру», а действительно «тихую жизнь». На его полотнах «живут», «рассказывают» свои увлекательные истории предметы со всего света: любимые им старинные музыкальные инструменты, книги и ноты, курительные трубки, забавные антикварные вещички, вазочки, фужеры, бутылки, фрукты, овощи, цветы, даже просто драпировки (скатерти, ковры, вышитые полотенца, шелк и бархат) или, вообще, вчерашние мятые газеты.
И зритель, по воле автора, не просто любуется сокровищами художника, а сопереживает той житейской истории, что разворачивается перед ним на холсте. как триста-четыреста лет назад в России или далекой Голландии мастера натюрморта рисовали зрителю его парадную или обыденную жизнь. Так и Павел Брытков в серии своих натюрмортов, исполненных с потрясающим чувством юмора, предлагает нам заглянуть на чью-то кухню и отведать прямо со сковороды глазунью с ветчиной, горячих пельменей с маслом, жареной картошечки с соленым огурчиком.
Часто можно услышать, что только художник может остановить мгновение жизни. Некоторые натюрморты Павла Брыткова это даже не остановка во времени, а настоящее путешествие в нем.
Кажется, что ему действительно подвластно чувство времени, он, как факир на цирковом выступлении, материализует из небытия или каких-то особых глубин нашей коллективной памяти и старый утюг, и байковое одеяло, и эмалированный чайник, и пионерский галстук. Глядя, на все эти такие знакомые и даже в чем-то дорогие вещи, вдруг ловишь себя на том, что ты физически ощущаешь вкус кефира во рту, будто это именно ты только что отпил его из этой пол-литровой стеклянной бутылки стоящей на столе.
Художник и сегодня уверен в том, что реалистическая живопись актуальна по-прежнему и ее возможности не ограничены, не согласиться с этим трудно. Все работы художника говорят о том, что окружающий нас мир прекрасен и человек должен стремиться соответствовать миру, в котором живет, становиться лучше, чище, добрее. Гармонии и красоте мира посвящена выставка Павла Брыткова, так пожелаем ей успешной работы, а автору заслуженного зрительского признания и любви.
Царева Наталья, кандидат искусствоведения, член Союза художников России,
заместитель директора Государственного художественного музея
по научно-исследовательской работе